med_history (med_history) wrote,
med_history
med_history

Categories:

День в истории медицины: первые пять букв вашей жизни

Сегодня мы отмечаем 108 лет со дня рождения женщины, фамилию которые многие из нас слышат в первые минуты своей жизни, хотя, конечно, не помнят этого. Женщины, проложившей очень непростой собственный путь в медицине – от хирургии до анестезиологии, но прославившейся в акушерстве. 7 июня 1909 года родилась Вирджиния Апгар.



Тяга к науке и желание быть медиком пришло к юной Вирджинии в детстве: отец был изобретателем и держал дома целую лабораторию, а старший брат был болен – и вся семья заботилась о мальчике.

Чтобы поступить в университет, Апгар пришлось сначала поучиться в колледже и подрабатывать (пишут, что она, например, отлавливала котов для зоологической лаборатории). 20-летняя девушка поступила, наконец, в Колумбийской университетский колледж терапии и хирургии. Как раз за месяц до начала Великой Депрессии. Чего ей стоило окончить университет, и потом расплатиться с 4000 долларов долгов, которые накопились за оплату учебы! Тем не менее, проработав год интерном-хирургом, Апгар снова идет учиться – она меняет специальность на анестезиолога. Это был умышленный ход: среди анестезиологов стать самостоятельной величиной было проще… Но вот хирурги обычно считали анестезиологов за людей второго сорта.

Долгие годы ушли на борьбу за «равноправие в операционной». Тем не менее, в 1938 году Апгар уже заведует отделением анестезиологии в своем родном колледже.

После войны Вирджиния становится первым в истории своей Alma Mater медиком-профессором. Она уже акушер-анестезиолог. И именно в этот период своей жизни она предложила простой способ оценки состояния новорожденного.

Все действительно просто: пять параметров, три степени оценки. На выходе получается число от 0 до 10. Меньше трёх баллов – критическое состояние новорожденного, около пяти баллов – значит, ребенку нужно большее внимание неонатолога в первые дни жизни. Если за 5 минут ребенок переходит от 5 баллов к 8 – о нем можно не беспокоиться.



Любопытно, что общепринятая сейчас шкала Апгар впервые была озвучена в 1952 году на 27-м ежегодном конгрессе анестезиологов, а не на акушерском съезде.
Вопреки распространённому заблуждению, мнемоническое правило, которое позволяет запомнить порядок оценки и основанное на фамилии Апгар, ввела не сама Вирджиния, это было бы нескромно. «Подогнал» фамилию под шкалу ее коллега, педиатр Йозеф Буттерфилд в 1963 году:

·         Appearance — внешний вид (цвет кожных покровов);
·         Pulse (Heart Rate) — пульс ребёнка (частота сердечных сокращений);
·         Grimace (Response to Stimulation) — гримаса, возникающая в ответ на раздражение;
·         Activity (Muscle Tone) — активность движений, мышечный тонус;
·         Respiration — дыхательные движения.


Любопытно, что в германоязычных странах тоже учат мнемоническое правило, но с другими вариантами расшифровки: Atmung, Puls, Grundtonus, Aussehen, Reflexe. Или: Aussehen, Puls, Gesichtsbewegungen, Aktivität, Respiration (Atmung). Есть и испанский вариант: Apariencia, Pulso, Gesticulación, Actividad, Respiración. Впрочем, английских педиатров учат и по правилу «Насколько готов этот ребенок (How Ready Is This Child)»:

·         Heart rate — частота сердечных сокращений,
·         Respiratory effort — дыхание,
·         Irritability — рефлексы и раздражительность,
·         Tone — мышечный тонус,
·         Color — цвет кожи.

Обычно ребенка оценивают дважды: в первую и пятую минуты жизни. Дочка того из соавторов, у которого есть дети, получила оценку 9/10. Значит, все было хорошо.

Удивительно другое: в 50-летнем возрасте Вирджиния Апгар не только не прекратила занятия наукой, но и не прекратила учиться. В 1959 году она получила магистерскую степень уже в области общественного здравоохранения, и до конца своих дней (а она прожила 65 лет) она занималась уже тем, что в США называется pubic health, используя свое имя и свой авторитет для изменения общественного мнения. Так, например, в 1964-1965 годах, во время пандемии краснухи, именно Апгар стала «адвокатом вакцинации» и именно ее усилия привели к предотвращению тысяч и тысяч передач вируса от матери к ребенку. Кроме того, именно усилия Апгар привели к введению в общеакушерскую практику такого термина, как «резус-конфликт» и предотвращения проблем связанных с этим.

Можно сказать, что Апгар была замужем за наукой – она так и не вышла замуж, но прожила яркую и сравнительно короткую жизнь: она скончалась 7 августа 1974 года от цирроза печени. За год до этого она получила престижную награду: «Женщина года в науке».

Следить за обновлениями нашего блога можно в наших пабликах в Facebook и ВКонтакте.
Tags: Апгар, акушерство, день в истории
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Recent Posts from This Journal