Мы решили о нём рассказать, так как родился он сегодня, 8 июня, ровно 166 лет назад в 1851 году в небольшом городке Ля-Поршери. Будучи смышлёным мальчуганом, да еще и имея в родителях потомственных врачей, упоминания о роде которых датируются еще XIV веком, Жак с успехом закончил школу, после чего поступил в Императорский коллеж в Лиможе и стал врачом. Иного пути, кроме науки, он для себя и не видел, поэтому сразу после получения диплома окончательно переехал в Париж «под крыло» знаменитого Клода Бернара. Вместе с ним он занимался физиологией дыхательной системы и защитил в 1877 году докторскую диссертацию о значении эластических свойств легкого для кровообращения.
Д’Арсонваля тем не менее занимала физика, причем, его врачебный ум волновало электричество, которое, как он предполагал, можно «подогнать» по параметрам так, чтобы оно давало значительный клинический эффект при разного рода заболеваниях. «Физика может помогать биологии», - говорил он.
Такая тяга не осталась незамеченной, и в 1882 году физиолог Поль Берт, который создал первую кафедру биофизики, позвал его занять место ее главы. Там уж он развернулся широко и утолил свою научную «жажду».
Уже в 1888 году Д’Арсонваль начал изучать влияние переменных токов высокой частоты на биологические объекты. Он выяснил, что они могут проходить сквозь биологические ткани и стимулировать метаболизм, не вызывая при этом видимых разрушительных или даже раздражающих явлений. Он доказал, что токи высокой частоты защищают от бактерий, улучшают кровоток в сосудах и даже обезболивают, что они способствуют образованию тепла в тканях и могут служить хорошим инструментом против воспаления. Опираясь на эти исследования, в 1891 году Д’Арсонваль предложил использовать переменный ток высокого напряжения и малой силы с лечебно-профилактическими целями и сконструировал для этого искровой генератор, чем открыл эру электрофизиотерапии.
Сейчас такие приборчики продаются в любой аптеке, имеют скромные размеры и полный диапазон необходимых мощностей и насадок для того, чтобы как обрабатывать кожу от угревой сыпи, так и воздействовать на более глубокие и хронические очаги воспаления, в том числе слизистых оболочек. Однако, нужно обязательно смотреть сертификаты приборов, так как навредить некачественным аппаратом легко, а вот восстанавливаться потом… Лучше обратиться к специалисту и уже из его уст получить все рекомендации, после чего начинать самостоятельные действия.
Но мы отвлеклись. Одновременно с диатермией (так еще называлась локальная дарсонвализация) биофизик начал изучать, как токи действуют на организм в целом, что получило название общей дарсонвализации или индуктотерапии. Он выяснил, что при таких процедурах у испытуемых развивается гиперемия кожи, усиливается потоотделение, снижается артериальное давление, а в легких начинает активнее поглощаться кислород. Впоследствии такие процедуры также заняли свою нишу в курортных кабинетах физиотерапии.
Кстати говоря, метод носит имя своего создателя только с 1913 года. Интересно, что Никола Тесла также занимался подобными разработками, но, прослушав на одной из конференций лекцию биофизика, отметил, что Д’Арсонваль его опередил.
Помимо кафедры биофизики в Колледже де Франс, которую ученый возглавлял до 1910 года, он руководил там же кафедрой экспериментальной физиологии, а в 1911 году в Ножине под Парижем для него построили на пожертвования специальную лабораторию, в которой он работал даже после выхода в отставку. И, конечно, электрофизиотерапией его научная история не ограничивается. Этот человек – первый, кто применил в работе электрический скальпель, тот самый необходимый хирургам электрокоагулятор, без которого в настоящее время не обходится ни одна операция. В начале ХХ то века!
Но самое замечательно, кроме всех придуманных им гальванометров, прямых калориметров и ряда изобретений, сыгравших не последнюю роль в экономической стабильности Франции, ему, совместно с Бертом, принадлежит конструкция телефона, трубку которого нужно опускать на рычаг.
Такая вот разносторонняя персона! Именем которой даже назван один из лунных кратеров (по указу Международного астрономического союза в 1976 году).
Journal information