med_history (med_history) wrote,
med_history
med_history

Categories:

Эффект Моцарта

Очень часто на лекциях или в личных беседах автору статьи приходится слышать про эффект Моцарта. Чаще всего его формулируют так: «необъяснимое наукой явление, заключающееся в том, что музыка Моцарта делает нас умнее. Достаточно слушать музыку – и становиться умным». Поэтому сегодня один из соавторов блога (одновременно - главный редактор портала Neuronovosti.Ru) написал, что же на самом деле открыли Френсис Роше, Гордон Шоу и Кэтрин Кай из Центра нейробиологии обучения и памяти при Университете Калифорнии и опубликовали в коротенькой заметке в разделе Scientific Correspondence (статьи короче 500 слов) в журнале Nature в 1993 году. А заодно и открыл подраздел «Классика» раздела «Нейростарости» указанного портала.

Credit: Stockvault.net


Итак, что же на самом деле сделали калифорнийские учёные? В испытании приняли участие студенты университета. Каждый из них тестировался трижды, отвечая на задания теста интеллекта Стэнфорд-Бине. Перед тестом каждый раз студент либо прослушивал 10 минут сонату Моцарта для двух фортепиано ре-мажор К 448, прослушивали запись вербальной релаксационной установки или просто сидели в тишине. Средние результаты во втором и в третьем случае составили 54.61 и 54.00 (что соответствует при пересчете на «стандартную шкалу» IQ уровням 111 и 110), а вот Моцарт дал результат в 57.56, что соответствует IQ в 119.

Credit: Frances H. Rauscher, Gordon L. Shaw & Catherine N. Ky, Nature


Здесь нужно подчеркнуть – еще раз – уровень IQ непосредственно у участников не измерялся вообще, авторы только делали ретроспективные экстраполяции. И тем не менее, данные дают возможность сделать вывод о том, что музыка Моцарта действительно кратковременно (авторы подчеркивают, что эффект длится не более 10 минут) увеличивает IQ у студентов на 8-9 пунктов.

Нейробиологического объяснения этому авторы не сделали, однако некоторые данные о природе эффекта появились сейчас и были опубликованы в PNAS.


Текст: Алексей Паевский

Music and spatial task performance

Frances H. Rauscher, Gordon L. Shaw & Catherine N. Ky

Nature 365, 611 (14 October 1993)

doi:10.1038/365611a0

Tags: классика, статьи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →