Почему в рекламных блоках используется не более девяти смысловых единиц, хорошо запоминаются телефоны без префикса, а в веб-дизайне хорошим тоном считается не включать в основное меню сайта слишком много разделов? Все дело в числе семь, которое играет важнейшую роль в жизни человечества. И, кстати, при этом никакой магии – сплошная наука.
Ведь эта самая семерка стала одним из первых результатов первых настоящих экспериментов молодой науки психологии.
Еще 150 лет для изучения такого понятия, как «душа» или «сознания» предполагалось всего лишь несколько инструментов. Либо обратить сознание на себя, фактически предаваясь медитации, либо рассуждать на эту тему. Так продолжалось до тех пор, пока на научную сцену не вышел ординарный профессор Лейпцигского университета Вильгельм Вундт. Этот человек решил применить к психологии главный прием естественных наук – эксперимент.
Надо сказать, что Вундт был даже по тем временам скучным и очень «правильным» человеком. В его жизни все было упорядочено – и работа, и личная жизнь. По воспоминаниям его жены Софи, он все время придерживался точного распорядка. Утром – писал, днем посещал cотрудников и лаборатории (не более 10 минут на каждого), затем – прогулка и лекция, вечером – прием гостей, музицирование и разговоры о политике.
Но именно эта упорядоченность позволила ему столь же методично перевести психологию на экспериментальные рельсы.
Лаборатория Вундта
Первые психологические эксперименты зрелищностью не отличались. Скажем прямо, для современного человека они показались бы откровенно скучными. Представьте себе типичный кабинет Лейпцигского университета. 1879 год. На столе стоит самый обычный метроном, он же практически первый психологический прибор, перед ним сидит человек. При помощи такого нехитрого прибора Вундт исследует свойства сознания. Вундт старался измерить объем сознания (как он сам писал). Его интересовало, сколько простых, «элементарных» впечатлений может уместиться в сознании одновременно.
Испытуемым в первой психологической лаборатории с небольшим промежутком предъявлялись два одинаковых ряда звуков и предлагалось определить, одинаковые ли это были звуки? Считать стимулы запрещалось – их надо было просто слушать и воспринимать каждый ряд целостно.
Оказалось, что удары метронома воспринимались, как разные звуки – наподобие тиканья часов: “тик-так”. Хотя, конечно, никакого “тик” и “так” этот прибор не издавал – все его щелчки были одинаковыми. Но Вундт объяснил это феноменом “ритмичности” сознания – тенденции к образованию групп из отдельных элементов.
А если звуки можно было организовать хотя бы в пары, то испытуемые могли сравнить между собой ряды, состоящие, в среднем, из 8 пар. Если количество пар оказывалось больше, ряды звуков переставали восприниматься, как единое целое. Вундт решил, что это и есть предельный объем сознания.
Кстати, в его последующих опытах выяснилось, что если звуки могли группироваться и дальше, то человек способен воспринимать, как целостный ряд, пять тактов по восемь звуков.
Именно этот факт натолкнул Вундта на мысль о том, что сознание способно организовывать информацию в более крупные единицы. По мнению профессора, благодаря этому человек способен понимать речь: предложения, состоящие из слов, которые, в свою очередь, состоят из отдельных звуков, непроизвольно воспринимаются, как единое целое. Кстати, именно поэтому, как выяснилось, гораздо легче учить стихотворения, нерифмованная часть которых (половина строфы) умещается в семь-восемь слов.
Лаборатория Вундта в скором времени превратилась в первый в мире институт экспериментальной психологии, а его студенты успешно создавали психологические лаборатории не только в Европе, но и за океаном. Наибольшую популярность при жизни он приобрел, как ни странно, в России. Именно на русском языке вышло больше всего переводов Вундта, а в 1912 году в Москве появилась точная копия его лаборатории.
Кстати, написал Вундт удивительно много. За 68 лет научной деятельности он написал 53 735 страниц – больше двух печатных страниц в день. Видимо, детская мечта стать знаменитым писателем не прошла даром.
Писатетем он не стал, зато стал классиком психологической науки и основателем экспериментальной психологии c огромной прижизненной славой (в честь него еще при жизни назвали астероид 635 Вундтия). А ныне благодаря ему современные студенты-первокурсники психфаков во всем мире начинают обучение по предмету “История психологии” с попыток понять, что же делал этот странный мужик с метрономом.
Исследователи не оставили в покое «объем сознания», описанный Вундтом. Сейчас та область сознания, где удерживается оперативная информация, принято называть кратковременной памятью.
Спросите, причем тут семерка, если речь до сих пор шла о сплошных восьмерках? В 1956 году свет увидела статья Джорджа Миллера «Магическое число семь, плюс-минус два: некоторые пределы нашей способности обрабатывать информацию», в которой он еще раз подтвердил результаты опытов Вундта. А заодно и уточнил их, подсчитав объем кратковременной памяти. На долгие годы это число стало своеобразной константой: 7, плюс-минус 2. И благодаря Миллеру открытие Вундта стали использовать на практике рекламщики, копирайтеры, дизайнеры интерфейсов... «Не более семи слов в рекламном слогане, не более семи элементов в презентации»... Плюс-минус два, и внимание такого невнимательного человечества вам гарантировано.
Текст написан замечательным медицинским журналистом Снежаной Шабановой в соавторстве с одним из авторов блога для журнала "Вокруг света".
Следить за обновлениями нашего блога можно и через его страничку в фейсбуке.
Journal information