med_history (med_history) wrote,
med_history
med_history

Category:

Истерическая демонстрация

Оригинал взят у uncle_doc в Истерическая демонстрация

Пьер-Андре Бруйе, «Лекция в клинике Сальпетриер», 1887. Музей медицинского факультета Парижского университета.

И снова небольшое лирическое отступление по теме искусства, отражающего историю медицины.

Картина «Лекция в клинике Сальпетриер» была написана французским художником Пьером-Андре Бруйе в 1887 году и с большим успехом выставлялась в Париже. На ней изображен выдающийся врач Жан-Мартен Шарко, один из основателей современной неврологии и психотерапии. Профессор запечатлен в момент проведения занятий, он демонстрирует слушателям одну из своих пациенток.

В целом картина по манере напоминает многие полотна, на которых хирурги рассекают трупы или оперируют больных в анатомических театрах при свете свечей и в присутствии самых разнообразных зрителей. Однако действие в случае с доктором Шарко происходит вовсе не в подобном театре, а в одном из хорошо освещенных помещений старинного павильона больницы. Именно там каждый вторник он демонстрировал образцы поведения больных истерией.

Собрания постепенно превратились в настоящие шоу, на них приходили не только студенты-медики и врачи, но и члены высшего общества, писатели, философы. Довольно быстро появились и критики, утверждавшие, что происходящее никакого отношения к медицине не имеет, а Шарко на самом деле нанимает актеров и подбирает публику, легко поддающуюся внушению. Впрочем, их обвинения не подтверждались.

Так, хорошо известно, что женщину, изображенную на картине, зовут Бланш Уитман. Она действительно была профессионалом, но не в актерском деле. Её называли «королевой истерики» или «культивированной истеричкой». Шарко предпочитал ее присутствие, когда нужно было проиллюстрировать на клинических примерах состояние гипноза, эпилептоидные припадки, которые могли вызываться прикосновением к так называемым «истерогенным зонам», расположенным в подмышечных впадинах, а останавливаться - сдавлением яичников.

Один из учеников профессора Шарко описывал Уитман так: «Бланш высока, около 1,64 м, корпулентна (70 кг), рыжая, с лимфатической конституцией. Кожа белая. Грудь большая. Умственные способности ниже среднего. Память достаточно хорошая. Ее взгляд блестящий: вид мужчин и контакт с ними вызывает в ней особое возбуждение».

На картине женщина изображена в момент прохождения четырех стадий так называемой «большой истерии», как ее определял сам Шарко. Он объясняет собравшимся происходящее, в то время как один из его помощников, Жозеф-Франсуа Феликс Бабинский, поддерживает ее, пристально глядя на пациентку.

Возле Уитман стоит пожилая женщина. Это Маргарет Боттар, или Боботта, старшая сиделка в женском отделении больницы Сальпетриер. Организованная, старательная и преданная сотрудница, которую очень ценил Шарко. За свою долгую профессиональную деятельность она получила множество наград, а в 1898 году ей была вручена медаль Почетного легиона.

Другие ассистенты – Поль-Мари-Луи-Пьер Рише, чьи идеи о гипнозе оказали особое влияние на Зигмунда Фрейда, Шарль-Самсон Фере, стоящий рядом с ним у стола, где находится катушка индуктивности, снабжающая током электроды, которые держит в руках Шарко. Также можно увидеть известных неврологов Пьера Жане и Жоржа Жиля де ла Туретта. Возле окна стоит сын Шарко, Жан-Батист, посвятивший себя исследованию Арктики и позже погибший в кораблекрушении.

Бланш Уитман после смерти Жана-Мартена Шарко была переведена в Отель-Дье. Поскольку мода на истерию постепенно прошла, бывшая пациентка постепенно успокоилась и даже устроилась на работу – поначалу в фотографическую, а позже и в радиологическую лабораторию Кюри. Последнее место работы стало причиной развития у нее рака. Когда Уитман спросили, симулировала ли она истерические припадки на показах профессора она ответила: «Если у нас приступ, мы не можем вести себя иначе. И в этом не было ничего приятного. Кроме того, вы верите, что было легко одурачить месье Шарко? Были, конечно, и такие пациентки, которые пытались ломать комедию, но Шарко метал в них простой, но вместе с тем испепеляющий взгляд, после чего они немедленно успокаивались».

Термин «истерия» происходит от греческого ὑστέρα, то есть матка. Собирательное обозначение самых различных женских расстройств, связанных якобы с блужданием матки по телу. Впервые описана в древнеегипетских папирусах примерно за 2 тысячи лет до нашей эры. Собственно название болезни появилось в Древней Греции, оно встречается в «Гиппократовом сборнике».

Диагноз был чрезвычайно популярен у врачей XIX-XX века, его ставили, если женщина демонстрировала на публике эмоциональные реакции – слезы, смех, крики. Кроме того, истерию ставили при судорогах, параличах, нарушениях чувствительности, ухудшении слуха и зрения, любых помрачениях сознания, повышенной сексуальной активности, одышке, бессоннице. В руководстве Джорджа Тейлора 1859 года издания перечень состояний, относящихся к истерии, занимал 75 страниц.



Лечение было самым разнообразным – от гидротерапии, предложенной, к слову, Шарко (до сих пор мощный водный контрастный массаж носит его имя) до хирургического удаления матки. Широко практиковался трансвагинальный массаж органов таза: ручная стимуляция половых органов пациенток проводилась до тех пор, пока они не испытывали «многократные истерические пароксизмы», более известные сегодня как оргазм.



В 1870-х годах появились электромеханические стимулирующие устройства, прародители современных вибраторов. Одна из версий изобретения чрезвычайно полезного девайса изложена в британском фильме «Без истерики!»/«Hysteria» 2011 года. Героиня, на которой проводятся первые испытания устройства, внешне даже немного напоминает Бланш Уитман.

По мере развития медицины, появления новых диагностических методов, в том числе электрофизиологических и рентгеновских, стало ясно, что истерии в том понятии, в котором ее описывали до XX века, не существует. Большую роль в этом сыграли Жан-Мартен Шарко и Зигмунд Фрейд. Сегодня состояния, ранее относившиеся к «истерии», разошлись по различным психиатрическим нозологиям (эпилепсия, шизофрения, пограничные расстройства личности, тревожные расстройства и т.п.), а часть из них, например, яркий оргазм с громкими аудио- и амплитудными визуальными эффектами считаются вариантом нормы. Что не может не радовать.

Опубликовано в журнале «Российские аптеки», 2015, №5.

Tags: Водовозов, Шарко, искусство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment