
Гэ Хун
Да-да, мы помним, что «нобелевки» дают только живым, и что премия по физиологии или медицине 2015 года (в той части, что назначена за борьбу с малярией) в декабре получит китаянка Ту Юю. И этой, безусловно, потрясающей женщине мы посвятим свою главу истории нобелевских премий. Однако мы не можем не отметить другого человека (человека ли) – автора трактата «Рецепты при неотложных случаях», из которого Ту Юю и взяла идею, что вещество артемизинин из полыни нужно получать методом холодной экстракции, поскольку в горячем растворе лекарство от малярии разлагается и не работает.

Книга, принесшая Ту Юю "нобеля"
Вы скажете, Гэ Хун уже более полутора тысяч лет, как умер? Как тут не вспомнить Коровьева и Бегемота. Протестуем! Гэ Хун – бессмертен! Кстати, с этим согласны все китайские приверженцы даосизма, которых и поныне немало (ведь в Китае всегда считалось доблестью иметь трех учителей – в буддизме, в конфуцианстве и в даосизме).
Итак, Гэ Хун родился в 283 году. Ну, хоть нашей эры – уже хорошо. С детства он был приверженцем даосской традиции Саньхуанвэнь. То бишь, “письмена трёх владык” – или “письмена трёх августейших”, как ее часто называют.
Пожалуй, можно назвать два принципа этой школы: нафиг всякую семейственность, нужен персональный и сторонний Учитель, а во-вторых, главная цель – личное бессмертие. А, значит, алхимия, медицина, травы, яды, металлы, грибы. Кое-кто еще и сексуальные практики упоминает. Ну, куда ж без них быть бессмертным!

Факсимилле биографии Гэ Хуна
Гэ Хун имел наставников и в конфуцианстве, и в даосизме. Был чиновником, подавлял восстания – но больше всего его привлекала алхимия и систематизация знаний. Он много, очень много читал – и его доставала всякая мутная белиберда, написанная товарищами по Саньхуанвэнь. В итоге, Гэ Хун засел на четыре года и написал, пожалуй, первую в мире научно-популярную энциклопедию. Называется она “Баопу-цзы”, а точнее – называется так не она. Прозвище “Мудрец, объемлющий пустоту” дали автору, а с автора прозвище перекинулось на книгу. Такая себе китайская “Аванта+” IV века нашей эры.

Талисманы из книги Баопу-цзы
Кстати, в ней было и про лженауку (ну, про всяких шарлатанов-псевдоучителей) и даже про самолёт (кроме шуток – из дерева жожоба и крыльями из бычьей кожи). Ну, и разумеется, много-много про медицину.
Нет, каемся, не читали. Исправимся, просто в собрании авторов есть с десяток книг серии “Памятники культуры востока” и “Памятники письменности народов востока” – но Баопу-цзы пока нет. Пока нет.

Баопу-цзы. Мечтаем прочесть
Нет с нами и Гэ Хуна. Хотя кто знает: по легенде, перед смертью Гэ Хун срочно вызвал своего друга и покровителя, губернатора Гуанчжоу Дэн Юэ, но тот задержался, и прибыл на гору, когда Гэ Хун был уже мёртв. Дэн Юэ, открыв гроб, обнаружил, что тело Гэ Хуна остаётся лёгким и гибким без признаков трупного окоченения или одеревенения. А потом, во время похорон, ученики удивились лёгкости гроба, открыли его и увидели, что гроб пуст. Гэ Хун вошёл в даосский пантеон как бессмертный (шицзесянь, «освободившийся от трупа»), получивший бессмертие через смерть и воскрешение.
И – может быть, Гэ Хун будет как-то в декабре смотреть телетрансляцию из Стокгольма и душевно посмеиваться, как все бессмертные.
Journal information