med_history (med_history) wrote,
med_history
med_history

Category:

Рижский музей фармации

А мы продолжаем череду репортажей Алексея Водовозова о музеях истории медицины. На этот раз - рижский музей фармации


Оригинал взят у uncle_doc в Рижский музей фармации


Центральный музей возник еще в советское время. Причем начиналось все с частной коллекции известного латвийского хирурга-онколога Паулса Страдыньша (он же Паул Страдынь, он же Павел Иванович Страдынь). Выпускник моей alma mater, к слову, правда, он закончил ВМедА в 1919 году, то есть чуть пораньше :) Помимо всего он очень живо интересовался историей медицины, собирал всё, что относилось к этой теме, издавал тематические сборники и т.д. В 1957 году, за год до смерти Страдыньш передал всею свою коллекцию государству. Так в Риге внезапно возник крупнейший в СССР специализированный медицинский музей. Сейчас в нем 203 тысячи единиц хранения, причем в 4-х этажном особняке на улице Антонияс, 1 (а по адресу Антонияс, 2, к слову, расположено российское посольство :)) выставлена лишь незначительная их часть.

Если честно, обстоятельства сложились так, что мы не успели осмотреть весь музей как следует, а он определенно заслуживает отдельного рассказа. Поэтому подробно расскажу о его филиале, Музее фармации.

Он тоже начинался с частной коллекции, изначально ютился в помещении кафедры фармацевтической химии Латвийского университета. В 1957 году ее объединили с коллекцией Страдыньша и перевезли в особняк на Антонияс. Когда количество фармэкспонатов перевалило за 50 тысяч, стали подумывать о филиале. И уж совсем недавно, в 1988 году открылась экспозиция практически в центре Старой Риги - на улице Рихарда Вагнера, 13.

Не заметить музей сложно, если уж только совсем по сторонам не глядеть и пропустить вот такую вывеску:

Вывеска-1


Или эту табличку (кстати, рожа красная не из-за дефектов съемки, это мы так в Стокгольме загорели, пока развод караулов смотрели, а потом в Юрмале дожарились):

У входа в музей

Для тех, кто пропустит эти два указателя, есть еще и третий, но я его не фоткал. Как видно на табличке, музей работает не каждый день, в пн и вс - выходные, в туристический сезон рабочие часы с 10 до 18, в нетуристический - до 17. Входные билеты нам обошлись в 3,5 лата (по 1,5 взрослым и 0,5 нашему школьнику), для ориентира 1 лат - это примерно 60 руб. Персонал очень приветливый, говорят на очень хорошем, грамотном русском языке с небольшим акцентом. В кассе брали билеты еще двое соотечественников-туристов, тетенька с сыном-подростком, так что нам предложили на 5-х экскурсию за 7 лат(ов?). Естественно, мы согласились, потому что гида я бы в любом случае брал, мне материал для статьи был нужен.

Фотографировать "с рук" можно без каких-либо ограничений, а вот за профессиональную съемку (свет и штатив) уже придется заплатить сумму раз в 20-30 превышающую стоимость входного билета. Еще можно отсканировать любой документ как из зала, так и из запасников, но, опять же, за отдельную плату.

Впрочем, пора переходить к основному блюду. Итак, надо сказать, что к моменту образования филиала в Риге не было свободных помещений с аптекой в анамнезе, так что пришлось довольствоваться двухэтажным памятником архитектуры XVIII века. В XIX веке там жил каретных дел мастер, а в советские времена там была коммуналка. Так как в основном в коллекции преобладали экспонаты конца XIX - начала XX века, под эту эпоху и стилизовали весь музей.



Экскурсия началась со второго этажа, где воссоздан торговый зал типичной рижской аптеки того времени:

Торговый зал рижской аптеки начала 20 века

и ассистентская:

Ассистентская-2

Что интересно, ассистентская до боли знакома, почти такая же была у меня в аптеке медпункта полка. По большому счету, можно садиться и работать - горка с реактивами, ручные центрифуги, весы с эбонитовыми чашками и стальными разновесами, колбы, реторты, ступки-пестики... Ассистентская действующая, нам дали возможность расфасовать порошки. Что интересно, гид предложила - мол, ну попробуйте, как у вас получится. И смотрит. Я беру и складываю как положено. И тетка, которая с сыном, очень ловко это дело скрутила. Потом выяснилось, что она провизор :)

Кстати, о фасовке. Основная часть экспонатов - различная аптечная посуда и упаковки лекарственных средств. Ну вот, например, керамические самогонные аппараты устройства для перегонки, а также емкости под то, что перегоняли:

Глиняные емкости для лекарств

Остальная посуда менее интересная и более традиционная. Хотя попадаются и примечательные экземпляры. Например, вот эти две декоративные склянки украшали витрину одной из аптек Суворова, входивших в аптечную сеть под эгидой генерал-губернатора Риги:

Декоративные склянки стоявшие в Риге в аптеке Суворова2

Среди посуды затесался вот такой неприметный на первый взгляд сундук:

Походная аптечка Александра II

На самом деле, это ящик из "походной аптечки" Александра II. Несколько таких сундуков лейб-медики возили с собой во все поездки. И вот этот, как рассказала гид, очень даже пригодился. По дороге в Ригу император основательно простыл, его лекарям пришлось все содержимое этого ящика угрохать на то, чтобы поднять государя на ноги. Ну а пустой ящик, чтоб не таскать с собой, оставили в Риге. Так он и попал сначала в частную коллекцию, а потом в музей.

Многие медики и фармацевты знают слово "сигнатура". В современном варианте - это обозначение в рецепте, как больной должен принимать данное лекарство. Но век назад так назывался бумажный ярлык с этой информацией, который крепился к флакону, бутылочке или другой емкости. И выглядели они довольно внушительно и красиво, нередко с логотипом аптеки:

Сигнатуры-общая

И на эти сигнатуры ставились провизорские печати. Это сегодня у нас личная печать есть только у врачей, тогда была и у провизоров:

Печати провизора

Университетские знаки, кстати, у провизоров тоже были свои. Вот такой, например, давали на рубеже веков провизорам-выпускникам Дерптского/Тартусского университета:

Знак провизора - выпускника Дерптского университета, начало 20 века

Аптеки того времени были не просто торговой точкой, где пациент по рецепту врача мог приобрести необходимые лекарства. Это было еще и фармпроизводство в миниатюре, причем нередко - полного цикла, начиная от выращивания и заготовки сырья. Понятно, что использовалось множество средств природного происхождения - растительного, животного, минерального. Лекарственные растения выращивались в аптекарских огородах, причем нередко они размещались во внутренних двориках. Как я уже говорил, музей расположен в здании бывшей каретной мастерской, так что дворик здесь очень характерный, с удобным спуском и широким въездом. И аптекарский огород обозначен лишь номинально:

Аптечный дворик с огородом

Но растения собраны в нем самые настоящие, действительно лекарственные и действительно те, которыми пользовались аптекари 100-200 лет назад. Вот, например, в центре с розовыми цветками - это эхинацея:

Эхинацея в аптекарском огороде

Далее сырье требовалось высушить:

Лекарственные травы после заготовки

И измельчить:

Приспособления для измельчения растений

И сохранить:

Каменное сырье для ЛС

Для извлечения активных ингредиентов, а также поиска новых рецептов при аптеке создавалась лаборатория:

Лаборатория

Для групп от 20 человек здесь проводится "Шоу алхимика", то есть показываются простейшие, но эффектные (изменение цвета, выделение газа и т.п) химические опыты.

Ну и какая же лаборатория без символа медицины. Пусть и заспиртованного. Зато аж два разных варианта:

Символ медицины-3

А вот лабораторное оборудование, тоже не такое уж древнее, ему около 100 лет, может, чуть больше:

Оборудование для обработки лекарственного сырья

И какая же лаборатория без аппарата, который, уверен, узнАют все:

Перегонный куб

Перегонный куб, ага ;) Гид заверила, что рабочий. На нем получали различные дистилляты, медицинский спирт в том числе.

И раз уж заговорили об алкоголе, нельзя не вспомнить о знаменитом бальзаме:

Рижский бальзам

Он не всегда был "Рижским", таким крепким и именно такого состава. Гид рассказала полулегендарную историю этого напитка, которую, думаю, многие знают. Но кто не знает, с теми поделюсь, остальные могут перейти к следующей фотке.

Итак, открыть аптеку в Риге XVIII века было не так просто. Первым и основным требованием было наличие, чего бы вы думали? Лицензии? Профильного образования? Запаса лекарств? Фиг там. Денег. Стартового капитала, говоря современным языком. Было и второе требование - у соискателя должна быть вторая профессия, которая в случае неудачи с аптечным стартапом могла бы его прокормить, чтобы он не шлялся по Риге и не занимался всяким непотребством. Абрахам Кунце обладал и тем и другим: человек при деньгах, книготорговец, выходец то ли из Польши, то ли из Германии, точной информации в документах не сохранилось.

Надо сказать, что аптеки что тогда, что сейчас, торговали не только и не столько лекарствами, сколько всякой парафармацевтикой, а также продуктами питания. В Рижском аптечном уставе, например, было прописано несколько десятков видов конфет и алкогольных напитков в виде самых разнообразных настоек. И быстро нарастить объем продаж можно было именно за счет алкоголя. Кунце засел на изучение старинных рецептов, а также много экспериментировал сам - нужно было сварганить нечто эксклюзивное, одновременно и алкогольное, и лекарственное.

В конце концов он немного модифицировал рецепт XVII века и остановился на следующих ингредиентах: лаванда, листья мяты перечной, розмарина и шалфея, плоды укропа, кора корицы. Все это сутки настаивалось на спирту, затем дистиллировалось для получения ароматической воды. В эту воду добавлялся спирт и настойка шафрана. В итоге крепость напитка получалась 16%об. Кстати, судя по ингредиентам, напиток должен был быть желтого цвета, а не черного, как мы сейчас привыкли.

Неизвестно, как бы сложилась судьба Кунце и бальзама, если бы не счастливое стечение обстоятельств. Несколько керамических бутылок напитка (такая тара нужна была для защиты от прямых солнечных лучей, которые бальзаму противопоказаны) были отправлены в подарок Екатерине II. И якобы при помощи чудодейственного бальзама императрица избавилась от колик. После чего Кунце получил высочайшее разрешение на эксклюзивный выпуск напитка. И назывался он, соответственно, "бальзам Кунце".

С 1847 года напиток постепенно стал превращаться в нечто привычное нам: тогда его розлив начал рижский промышленник Альберт Вольфшмит, рецептура изменилась в сторону усложнения, крепость выросла до 45%об. И если Кунце продавал бальзам как лекарство, то Вольфшмит и его последователи - уже как просто алкогольный напиток. В 1939 году (после известных событий) мастера, владевшие секретом бальзама, были репатриированы в фашистскую Германию, где секрет был благополучно утерян.

То, что продается в магазинах сегодня - вроде бы как делается по восстановленному по крупицам рецепту. Ясное дело, что это утверждение уже никто не проверит, но факт остается фактом - с конца 1950-х годов "Черный рижский бальзам" (его заодно и переименовали погромче) производится в поистине промышленных масштабах. В СССР бальзам был дефицитным и знаковым напитком, использовался в основном для подарков, взяток и "благодарностей". Необычная керамическая бутылка немало этому способствовала. Кстати, даже пустая она представляла собой определенную ценность - ее ставили в сервант как свидетельство дешевых понтов достатка: мол, мало того, что у нас был бальзам, так мы его еще и выпили. Приходилось видеть и реинкарнацию бутылки в качестве вазы.

Но вот пить его решительно невозможно, рижане, звиняйте :) Ооооооочень на любителя. Хотя отец рассказывал, что первое, что его в начале 80-х шокировало в Монголии - это то, что наши офицеры там пили чистый "Рижский бальзам" (в военторге его было завались, заграница, пусть и номинальная) стаканами, благо 45%об - это очень даже круто, эквивалентом могла служить только "Сибирская водка". Сейчас выпускают "облегченные" версии бальзама крепостью 30%об - с черносмородиновым (этого добра везде навалом) и вишневым (а вот это пока что редкость даже в Риге) соком. Нам дали попробовать все три варианта. Не... нафиг.

Впрочем, что-то я отвлекся. Вернемся к нашей аптеке. Итак, мы вырастили и обработали сырье, получили из него нужные действующие вещества. Теперь из них нужно изготовить лекарственную форму, удобную для применения. Например, порошок или таблетку:

Пресс для изготовления таблеток, начало 20 века-2

Слева вы видите порошки в бумажных конвертиках, нас на фармакологии еще учили их сворачивать, учат ли врачей этому сейчас - не знаю. Справа - ручной пресс для изготовления таблеток.

А вот так выглядели свечи, которые суппозитории, которые не жрать, а засовывать:

Антисептические свечи, начало 20 века

Разнообразие упаковок лекарственных средств того времени поражает. Формы, размеры, цвета. Если внимательно присмотреться, можно заметить знакомые названия:

Лекарства конца 19 - начала 20 веков

Лекарства конца 19 - начала 20 веков-2

Лекарства конца 19 - начала 20 веков-3

Еще в аптеках продавались различные предметы ухода за больными, например, термометры. Обратите внимание на необычную форму емкости с ртутью у самого нижнего термометра, она не цельная, а состоит из трех соединенных друг с другом капилляров. Зачем так делали - не знаю, ведь хрупкая конструкция получается:

Термометры

А вот такие штуки выдавались бесплатно больным открытой формой туберкулеза. Это серебряная плевательница, чтобы чахоточный рижанин не заражал других горожан:

Серебряная плевательница которую выдавали даром туберкулезникам

Если учесть все вышесказанное об аптеках, становится понятно, почему на домах провизоров в Риге нередко висели такие таблички:

Такие вывески были на домах фармацевтов

То есть в аптеке делалось всё. Кстати, что именно там делалось по табличке ясно и без перевода, латинские корни в медицинской терминологии позволяют понимать даже по-латышски :)

Впрочем, в музее есть несколько уголков, посвященных народной медицине. Как же без нее. Тем более, что в те времена она пользовалась куда большим спросом. Травничеством занимались в основном женщины, которые жили на отшибе, подальше от нормальных людей. Их побаивались, но к ним все равно обращались, потому что других вариантов тогда не было.

Так выглядел типичный фельдшерско-акушерский пункт "ведьмин" домик:

Домик народной целительницы

А немаловажной частью комплексной терапии была баня, топившаяся по-черному. Тут и рожали, и вывихи вправляли, и от кожных и платяных паразитов избавляли, и раны промывали:

Черная баня-2

Там же, в разделе народной медицины находится стенд с гомеопатией, где ему самое место. Гид, кстати, очень грамотно и адекватно, хотя и коротко рассказала о том, что несмотря на некоторую прогрессивность подхода для XVIII-XIX вв, сегодня это не более, чем плацебо, не получившее никаких научных подтверждений.

Рядом с гомеопатией - небольшая витрина с лекарствами, которые пытались получить из янтаря. Идей было множество, но в практику ни одна не пошла, окаменевшая смола оказалась точно таким же плацебо, хотя и красивым. И недешевым:

Лекарства на основе янтаря

Не буду вас больше мучить :) На сайте музея есть очень хороший виртуальный тур, правда, без пояснений. Но покрутить панораму и еще раз посмотреть всё, о чем я рассказывал, думаю, будет интересно.

Tags: Водовозов, музеи, фармацевтика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments