Category: армия

Category was added automatically. Read all entries about "армия".

Зелинский и Нобелевская премия, или med-history в роли злого критика



В свое время наш хороший друг и практически крёстный отец Алексей uncle_doc Водовозов вёл (да и сейчас балуется) "Колонку злого критика". Сегодня такой повод дали нам. Дело в том, что СМИ 19 мая распространили информацию о том, что в Санкт-Петербурге установили мемориальную доску в честь великого (без оговорок) химика Николая Дмитриевича Зелинского, который более всего известен, как изобретатель противогаза, спасший тысячи жизней уже в Первую мировую. Ну и внесший тем самым вклад в историю военной медицины.

Однако в большой статье про (и в подводке к ней) мы встречаем СТРАННОЕ:

В 1918 году Николая Зелинского выдвинули на Нобелевскую премию. Узнав о том, что вместе с ним номинирован и "отец химического оружия" Фриц Габер, создавший те самые отравляющие газы, защиту от которых разрабатывал Зелинский, он отказался номинироваться на премию. В результате лауреатом 1918 года по химии стал Габер. "Нобелем" было оценено не изобретение отравляющих газов, а вклад Габера в осуществление синтеза аммиака, необходимого для производства удобрений и взрывчатки.



Фриц Габер

И вот тут начинаешь немного сомневаться. Да, конечно, Первая мировая была войной нобелиатов: со стороны Германии производством хлора ведал Фриц Габер,еще не получивший премию, со стороны Франции и США химическое оружие разрабатывал уже получивший своего нобеля Виктор Гриньяр, но...

1) по правилам Нобелевской премии, списки номинантов держатся в секрете 50 лет.

2) сами номинанты не знают, что номинированы до самого присуждения. И у них не спрашивают согласия (все мы помним, как отказался от премии Сартр).



Виктор Гриньяр

Но представим себе картинку - Николай Дмитриевичу кто-то по секрету сообщает - "Вас, батенька, на Нобелевскую премию номинируют". А он такой - а пробейте-ка мне по базе, нет ли там Габера...

Но самое веселое - это что всё можно проверить, благо полвека с той поры давно минуло. Заходим на сайт нобелевского комитета, в раздел "база данных номинаций"...



Габера видим (кстати, не фаворит - Содди больше), даже изобретателя хроматографии Михаила Цвета видим. Зелинского НЕ НОМИНИРОВАЛИ в тот год. Да и вообще никогда. Тоже можно проверить поиском по базе.

И возникает вопрос: зачем добавлять пафоса в портрет замечательного учёного, который и противогаз придумал, и от патента отказался... Да, об этом вспоминает его сын, но проверить-то можно? Память - вещь такая, как и мемуары. И да, кстати, к боевым отравляющим, говорят, Зелинский тоже руку приложил: он один из первых, получивших хлорпикрин и точно первый, испытавший его действие на себе.

Следить за обновлениями нашего блога можно и через его страничку в фейсбуке и паблик вконтакте
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Первые сто лет. Четыре времени военно-полевой хирургии. Часть вторая

С любезного разрешения нашего друга, замечательного специалиста по военной медицине Александра Поволоцкого и в честь Дня Победы публикуем его огромный труд о военно-полевой хирургии, который был опубликован на дружественном ресурсе "Медач".

Часть первая - тут.

О сантранспорте


Итак, рассмотрев в самых общих чертах этапы санитарной/медицинской эвакуации, посмотрим, как раненого между ними перемещать.

Сантранспорт бывает специальный и импровизированный.

Например, плащ-палатка - транспорт импровизированный, а носилки - специальный. Таскал я, кстати, плащ-палатку с человеком. Неудобно. Человеку тоже. Но альтернативный вариант на поле боя - ползти с раненым поверх себя, что, боюсь, еще тяжелее, и увеличивает размер мишени.

Так что, непосредственно на поле боя ничего специального так и не прижилось. Всевозможные колеса под носилки себя не оправдали - на поле боя они больше мешают, чем помогают. В межвоенное время какой-то теоретик придумал броневой кожух для носилок на колесиках. Дальше рисунков и прототипов дело не пошло - противопулевой кожух такого размера уже исключает перемещение его в одиночку и даже вдвоем, а носильщиков эта конструкция вовсе не защищает.

В бронированный сантранспорт на поле боя я, признаться, не верю. Ну, разве что в идеальном мире, где никто не будет намеренно стрелять в бронетехнику с красным крестом.

Пост санитарного транспорта (ПСТ) - самое близкое к фронту место, куда можно выдвинуть повозку или джип. До ПСТ волей-неволей приходится тащить на себе - или носилки, или всевозможные импровизации из двух винтовок и кителя, или четырех рук, или иные комбинации кувалды и чьей-то матери. Еще, кстати, применяли разные волокуши и "финские лодочки" - такая стоит в музее Российской Армии.

Ее можно тащить и по снегу, и по грязи, и по воде. Зимой удобны лыжно-носилочные установки - из стандартных носилок и стандартных лыж они делают носилки на лыжах.

Носилки - унифицированы. Это значит, что любой транспорт, приспособленный для крепления носилок, оснащается крепежом одного типа. Металлические ножки носилок крепятся и в санитарной двуколке, и в санитарном самолете. А при передаче раненого с этапа на этап его, если есть такая возможность, с носилок не снимают - а возвращают на предыдущий этап порожние носилки. Дело в том, что перекладывание очень болезненно для раненых, а при ранениях в живот часто бывает просто смертельно. Наслаивающийся шок уносит раненого в 10-15 минут.

Носилочная лямка служит и для облегчения переноса носилок, и для переноса раненых без носилок.

От ПСТ и далее (кстати. Общий принцип эвакуации - "на себя". Каждый этап забирает раненых от более близкого) раненого везут на гужевом транспорте или, если повезет, на джипе. Пробовали носилки на мотоцикле с коляской, но конструкция получилась громоздкая и неудобная.

На этом этапе, в теории, самое место легкобронированным транспортерам - специально по ним никто стрелять не будет, а от случайных пуль и осколков они защищены. Но в ВМВ, сколь мне известно, они не нашли широкого применения - бронетранспортер нужен на фронте.

Ахутин еще по опыту Хасана мечтал о гусеничном транспорте для первых этапов, но, увы, не осилили.

Гужевой транспорт, особенно легкая санитарная двуколка, обладает совершенно фантастической проходимостью - по разбитым дорогам, по болотам, по просекам с пнями. Но легкая (250-300 кг) повозка, опирающаяся на спину лошади, очень тряска, что и мучительно, и опасно. 2-3 носилочных или 3-6 сидячих раненых (в зависимости от типа двуколки).

Санитарная повозка, уже четырехколесная, вмещает 2 носилочных и 4 сидячих раненых, но она и больше, и тяжелее.

На специальном вьючном седле можно перевозить раненого на носилках.

Джип в санитарном варианте поднимает носилки и одного сидячего раненого.

От батальона до полка транспорт, как правило, тот же, а ходячие раненые часто идут и пешком.

Путь до медсанбата пешком одолеть уже сложно, это половина дневного перехода для здорового человека - хотя и в более глубокий тыл раненых приходилось отправлять пешком. Обязательно с укороченными переходами, с опытным фельдшером и в сопровождении санитарных повозок для отяжелевших и уставших.

Различные специальные автомобили везут от 6-8 до 20-30 человек, как правило, у всех предусмотрена система отопления кузова - выхлопными газами или, для комплекта "сделай из полуторки сантранспорт", печкой.

Сидячих и легкораненых, по возможности, везут на попутном порожняке. В крупных боях сантранспорта всегда не хватает.

От дивизионного госпиталя могут летать в тыл самолеты. У-2 в санитарном варианте везет 1 носилочного и 1 сидячего раненого, а можно подвесить под крылья обычного У-2 две кассеты по носилочному раненому в каждой, и еще сидячего - в кабину. Вишневский (младший) летал в такой конструкции после автомобильной аварии, и вспоминал, что предпочел бы проделать этот путь в бессознательном состоянии. В кассете не предусмотрено окон, как и средств открытия ее изнутри...

Большие санитарные самолеты - это 18-22 лежачих раненых. Ли-2 в Монино восстанавливался волонтерами как импровизированный сантранспорт - ремни для подвешивания носилок делаются в любой шорной мастерской. Не очень комфортно, но быстро.

Вообще, авиатранспорт - самый щадящий для раненых. Вроде бы впервые в мире тяжелораненых эвакуировали воздухом в Сербии, в 1915 году (но ничего, кроме собственно этого факта я пока не знаю). Первый специальный авиатранспорт сделали, разумеется, французы, в 1917 году, но во время войны только испытали. В начале 1918 во Франции же сделали первый летающий медпункт - мобильный рентгено-хирургический кабинет на базе бомбовоза типа "Вуазен".

Очень скоро (в мирное время!) во Франции счет перевезенным по воздуху больным пошел на тысячи, и даже в Польше на март 1929 года уже был 41 случай эвакуации воздухом.

Санавиация получила права санитарного транспорта и (теоретически) защиту Женевской конвенции.

Но в реальности все, что летает - цель; авиация зависит от погоды и дорога. Ей пользовались мало, но, к примеру, во время наступления Карельского фронта, когда распутица парализовала колесный транспорт, вся авиация фронта (!) была брошена на первоочередную эвакуацию раненых и доставку грузов в госпитали.

Однако, основой перевозки из фронтового района в тыл, предсказуемо, стали поезда (для Англии и США - еще и госпитальные суда). Опять же, санпоезда бывают специализированными и импровизированными, в простейшем варианте - вообще теплушки с соломой.

В специальных поездах предусмотрены вагоны-перевязочные, вагоны-операционные, вагоны-аптеки и специальные вагоны для крепления носилок на амортизированном подвесе - так называемые кригеровские вагоны. В более простых вариантах - в обычном вагоне делают деревянную раму с пружинами Кружилина (ах, какое название!) - и на них ставят носилки. Сидячих на небольшие расстояния возят и в обычных пассажирских вагонах.

Госпитальные суда - это, с точки зрения фронтового медика, воплощение роскоши и богатства. Сколько угодно пара и электричества, просторные помещения, спокойная перевозка и возможность полноценного лечения.

Однако, и авиация, и подводные лодки всегда могут "не разглядеть знаков Красного Креста" или просто их проигнорировать - на санитарном транспорте "Армения" погибли тысячи человек, врачей и раненых.

Впервые идею специализированных госпитальных судов выдвинул, кажется, Леттерман во время Гражданской войны в США - он настаивал на том, что выделенные и оборудованные под перевозку раненых суда ни в коем случае нельзя даже временно переключать на другие задачи. Помещения загаживаются, имущество пропадает.

Вот, пожалуй, и все, что можно рассказать в двух словах о способах перемещения раненых с этапа на этап. Да, если кто-то при вас говорит о "смертности на этапе эвакуации" (не на этапах, а на этапе!) или считает, что этапы эвакуации - это санпоезда, значит, человек вообще не разбирается в том, что говорит.

Следить за обновлениями нашего блога можно и через его страничку в фейсбуке и паблик вконтакте

Военная медицина: от Средневековья до Ренессанса



Братья-лекари и братья-воины ордена св. Иоанна Крестителя в Иерусалиме (рисунок 1908 г.)

Продолжаем публикацию прекрасной дилогии о военной медицине в древности.

После падения Западной империи началась стремительная «варваризация» бывших провинций, где ликвидировалась римская власть, а вместе с нею все государственные и военные институты, созданные в эпоху античности. Дольше всех продержалась Италия, где при варварских королях наподобие Теодориха Великого или Теодахада по-прежнему функционировал Сенат и частично сохранялись прежние традиции и структуры, но и бывшая метрополия постепенно приходила в упадок.

Медицина – это прежде всего качественное образование и государственная поддержка такового. Понятно, что с разрушением Римской империи многочисленные школы в Галлии, Иберии или Азии исчезли, центром медицинского обучения осталась Александрия в принадлежащем Византии Египте. Однако после арабского завоевания Египта последние специалисты бежали в Константинополь, была частично потеряна и материально-информационная база в виде множества античных трактатов. В западной же Европе, раздираемой беспрестанными войнами между варварами, что образование, что любые понятия о профессиональной медицинской помощи откатились практически к первобытному состоянию – никто не спорит, готы, аланы или вандалы имели представление о траволечении, костоправстве или первой помощи при ранениях холодным оружием, но всё это оставалось на уровне самом ничтожном, в сравнении с римскими военными госпиталями. Наконец, сыграло свою роль и принятие христианства.
Давайте попробуем выяснить, а что же вообще происходило в области военной медицины как отдельной науки после гибели Рима.

Collapse )