Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

Картинка дня: костяные анатомические фигурки



Вот такие вот "разборные" мальчик с девочкой из слоновой кости в футляре из дорогого дерева хранятся в лондонском Science museum. Их сделали, вероятно, в XVIII-XIX веках, тогда порой анатомические пособия возводились в ранг не только декоративно-прикладного, но и высокого искусства.
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Картинка дня: пособие по трепанации 1930-х годов



Credit: Science Museum, London


Этот экспонат из музея науки в Лондоне создан в начале 1930-х годов. Череп принадлежал жителю Канарских островов, а после смерти стал учебным пособием: доктор Т. Уилсон Парри сделал ему все основные типы трепанации и подписал их.

Интересный пациент: портрет Альцгеймера

Нет, в этой статье речь пойдет не о самом Алоисе Альцгеймере, о котором мы написали уже достаточно много, а о заболевании, названном в его честь – приговоре, который ежедневно слышат около 20 тысяч людей по всему миру и который в течение всего нескольких лет лишает человека памяти, эмоций, движения и жизни. Этот же приговор услышал в 1995 году и талантливый английский художник Уильям Утермолен. Превозмогая себя, он создал уникальный портрет болезни, показывающий то страшное, что происходило с его личностью в течение пяти лет – до того момента, пока портретист окончательно не потерял себя.

Уильям Утермолен с женой. 2007


По жестокой иронии судьбы Уильям Утермолен стал известным именно тогда, когда из-за болезни уже окончательно потерял разум. В 2001 году в журнале The Lancet его лечащий врач Мартин Россор (Martin Rossor) вместе с ухаживающей за художником медсестрой Рон Айзекс (Ron Isaacs) и коллегой Себастианом Крутчем (Sebastian J Crutch) опубликовал статью, в которой описал анамнез его жизни, заболевания, а также с помощью серии его автопортретов, написанных с 1996 по 2000 годы, попытался проанализировать то, как менялось восприятие творцом себя, пространства, цвета, форм, размеров и других характеристик окружающего мира.

Эти работы стали наиболее знаковыми с точки зрения медицины, психологии и искусства, а также послужили той основой, на которой впоследствии разработали многие программы реабилитации пациентов с деменцией и принципы арт-терапии.

Наперекор моде

Судьбу Уильяма Утермолена до рокового заболевания нельзя было назвать какой-то примечательной. Он родился в США в 1933 году, учился в Пенсильванской академии искусств, после чего в 1957 году получил возможность уехать в одно из самых элитных учебных мест для деятелей прекрасного в Великобритании – оксфордскую Школу искусств Раскина (Ruskin School of Art). Там он провел год и вскоре осел в Лондоне, так и не захотев вернуться на родину.

В то время в мире искусства господствовал поп-арт, но Утермолен так и не вошел в пул «трендовых» художников, так как не желал следовать капризной моде и презирал абстракционизм, во всех свои работах стараясь соблюдать детальную точность рисунка. Это прекрасно видно в сериях работ «Cantos», на которую его вдохновил «Инферно» пера Данте; «Mummers» о новогоднем параде в Южной Филадельфии; «Vietnam», где основным источником образов становится Вьетнамская война, переплетенная с природными мотивами.

Одна из работ вьетнамского цикла, 1972-1973


В 1962 году художник обрел свою постоянную музу – культуроведа и историка искусства Патрисию Редмонд. Как она вспоминала впоследствии, Уильям заинтересовал ее именно своим бесстрашным движением против общего течения в мире искусства, так как многие художники в то время отказывались от своих предпочтений в рисунке в пользу моды и востребованности публикой.

Тревожные сигналы

Именно Патрисия в конце 80-х — начале 90-х годов начала замечать странности, происходящие с ее мужем. Сначала они сводились к небольшой забывчивости, ошибкам в подсчетах домашнего бюджета, трудностям завязывать галстук и писать от руки. Она стала обращать внимание на то, что Уильям все чаще ходил в мастерскую напряженным, озабоченным, угрюмым, а приходя домой, замыкался в собственных мыслях и вяло реагировал на попытки с ним заговорить. На вопросы о том, как движется работа, он отвечал, что испытывает временный творческий застой.

В общем-то для творческой личности Уильяма немного апатичное и отрешенное состояние было нормой, поэтому миссис Утермолен долгое время не била тревогу, пока не произошел крайне странный казус, все-таки заставивший супругов обратиться к врачам.

В 1995 году дела Уильяма Утермолена налаживались: коллекционеры интересовались его серией, связанной с войной во Вьетнаме, несколько галерей предложили провести выставки его последнего цикла картин «Conversation Pieces» о личной жизни и быте художника. И чтобы уладить вопрос с будущей выставкой в Galerie Toft (1996), он отправился в Париж для встречи с агентом.

Conversation, 1990 -1991. «Conversation Pieces»


Каждый раз, посещая этот город, он не мог отказать себе в удовольствии пройтись по Лувру, который он знал как свои пять пальцев. Однако, в тот день он так и не смог отыскать заветное здание, которое он раньше мог найти в закрытыми глазами.

Пообщавшись наспех с агентом, ужасно расстроенный Утермолен вернулся в Лондон и рассказал обо всем жене, после чего пара отправилась к врачу. Увы, проведя несколько тестов на функции лобных долей, эпизодическую память, познавательные способности, а также изучив МРТ снимки, врач озвучила диагноз «вероятная болезнь Альцгеймера» (probable Alzheimer’s disease, так как точный диагноз ставится только при патологоанатомическом вскрытии) и весьма неутешительный прогноз.

Collapse )

Диагноз по картине: «Зевака»



Когда долго смотришь на эту картину, так и хочется зевнуть, не правда ли? Не случайно ведь она названа «Зевающий мужчина» (спасибо, кэп) или «Зевака». Однако, неврологи считают, что это вовсе не зевание, а вынужденное положение мимических лиц, которое развивается при их спазме и имеет место при так называемой рото-лицевой дистонии. Называется эта болячка «синдром Брейгеля» и вовсе не потому, что так звали открывшего ее врача. С помощью этого произведения искусства Питер Брейгель, нидерландский художник, живший в 16 веке, навсегда вписал свое имя в историю медицины и неврологии.

Благодаря тому, что он, вдохновленный реализмом Иеронима Босха, писал очень реалистичные сюжеты из жизни крестьян, отвергая портреты и «обнаженку» на заказ. За это он даже получил прозвище «Мужицкий».

Зато мировое художественное искусство пополнилось рядом прекрасно прорисованных работ, показывающих будни простых людей, например, «Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба», «Страна лентяев», «Детские игры», «Двенадцать месяцев», «Нидерландские пословицы».

Collapse )

Новейшая история медицины или атлас анатомии покемонов

Теперь покемонов можно не только ловить — для любителей этих существ американский художник Кристофер Столл нарисовал подробный анатомический атлас этих персонажей.



«PokéNatomy» была анонсирована на краудфандинговом сайте Kickstarter еще в октябре 2016 года, но только недавно художник собрал достаточно средств для издания книги. Атлас толщиной в 300 страниц демонстрирует анатомическое устройство и рассказывает об особенностях поведения всех 150 оригинальных покемонов. По сути, речь идет об биологической энциклопедии этой вымышленной вселенной.

Пикачу, например, сравниваются с грызунами: небольшие, всеядные, живут группами по 30 особей, в случае нападения хищника обычно убегают, но могут объединиться и поразить врага мощным электрическим импульсом. Коффинги же получают энергию через хемосинтез: их симбиотические бактерии производят сахара и аминокислоты из углекислого газа в атмосфере. Побочный продукт этого процесса (серные газы) и вызывает отвратительный человеку запах.







https://indicator.ru/news/2017/08/18/antomiya-pokemonov/

Картинка дня: скульптура "Урок анатомии". XVIII век



О сюжете "Урок анатомии" мы уже писали в постах про картины Рембрандта - более известную и менее известную. Почитайте, там интересно. А сейчас - новый экспонат нашей коллекции, скульптура - на ту же тему.

На сей раз вариации на тему Рембрандта XVIII века из британского Science Museum. Наслаждайтесь!



Collapse )

Следить за обновлениями нашего блога можно в наших пабликах в Facebook и ВКонтакте.

"Атлас переливания крови" В. Конашевича

Оригинал взят у vittasim в "Атлас переливания крови" В. Конашевича
В отделе личных коллекций ГМИИ завершилась выставка рисунков Владимира Конашевича к «Атласу переливания крови».


Владимир Конашевич «Атлас переливания крови» (1942-1944) Бумага, акварель Первая публикация Л. Институт усовершенствования врачей 1946г Частная коллекция.

Collapse )

Картинка дня: мозг, ствол мозга и спинной мозг из воска



Перед вами — прекрасное анатомическое пособие, показывающее мозг, его ствол, спинной мозг и отходящие от него основные периферические нервы. Этот шедевр сделан флорентийцем Франческо Каленцони до 1858 года. Сейчас этот экспонат хранится в музее анатомии человека Луиджи Роландо Университета Турина.

Следить за обновлениями нашего блога можно и через его страничку в фейсбуке и паблик
вконтакте

"Сотворение Адама": взгляд с точки зрения нейронаук

Роспись Сикстинской капеллы, выполненная великим Микеланджело Буаноротти в Сикстинской Капелле, конечно же, в первую очередь — выдающееся произведение искусства. В том числе — фреска «Сотворение Адама» с двумя главными героями: Богом-Отцом и только что сотворённым Адамом.



Эта фреска создана в 1511 году (или около того). Она стала четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской Капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия Ветхого Завета.

Вспомним строку, относящуюся к этой фреске:

И сотворил Бог человека по образу Своему

(Быт. 1:27)
Впрочем, это не совсем точно. По-хорошему, здесь человек уже сотворён, и поэтому в интерпретации фрески появляются новые нюансы.

Весьма вероятно, в сюжете этого произведения искусства есть и третий главный герой, и он имеет прямое отношение к нейронаукам и неврологии. Доктор Фрэнк Линн Мешбергер, гинеколог из Медицинского центра св. Иоанна в Андерсоне, штат Индиана в опубликованной в 1990 году в Journal of the American Medical Association статье An Interpretation of Michelangelo's Creation of Adam Based on Neuroanatomy полагает, что этот герой — мозг человека.

Collapse )

Картинка дня: портрет Грегора Бачи




Перед вами – картина, созданная в XVI веке в Венгрии, ее до сих пор можно увидеть в замке Амбрас эрцгерцога Фердинанда II в австрийском Инсбруке. Собственно говоря, большой любитель искусств Фердинанд и включил портрет в свою роскошную коллекцию. На нем изображён венгерский дворянин Грегор Бачи, который получил, в общем, типичную для рыцарских турниров травму: копьё по нисходящей траектории вошло в правую глазницу и вышло через шею. Что же удивительного в этом? А то, что Грегор Бачи после этой травмы, судя по всему, выжил. Именно этим и объясняется и создание самой картины, и наличие аналогичной гравюры XVI века.



Возможно ли это? Вполне возможно. В 2010 году журнал Lancet описал случай, когда рабочий упал со строительных лесов при работах под потолком храма с высоты 14 метров и «наделся» на прут железной арматуры, который прошёл параллельно плоскости Франкфорта (воображаемая плоскость, проходящая через нижний край глазной орбиты и верхний край мочки уха). Тем не менее, пациент выжил, прошёл через две операции, после чего некоторое время страдал головными болями и умеренной диплопией (двоением в глазах), но через пять лет после травмы был полностью здоров (за вычетом потерянного глаза), что еще раз говорит о пластичности мозга и способности человека к выживанию.



Martin Missmann, Thomas Tauscher, Siegfried Jank, Frank Kloss, Robert Gassner Impaled head, Volume 375, Issue 9711, Page 317, 23 January 2010. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/S0140-6736(09)60294-4

Следить за обновлениями нашего блога можно и через его страничку в фейсбуке и паблик вконтакте